Панки хой! Забыли вчера упоминать, что это неделя будет посвящена Makima Records Distro, а соответственно и Восточной Сибири.
Воспоминаниями об иркутской сцене нулевых поделился Макс, непосредственный участник зарождения панк-активности.
► Про конец 90-х.
Я приобщился к панк-року в конце девяностых, когда в регионе довольно бодро была развита панк-движуха. На мой взгляд ключевыми персонами этого двигателя были Горыныч и Карандаш, которые делали абсолютно безбашенные концерты. Это были не просто сейшены (тогда это так называлось) — это всегда был перфоманс, что делало эти мероприятия уникальными. Например, был сейшен «Прикройся модно», где помимо музыки был показ мод. Панкухи выходили на импровизированный подиум в шмотках из секонда. Был концерт «Арлекино должен быть смешным» по мотивам творчества Аллы Борисовны Пугачёвой — все группы играли по каверу на ее песни. Все это проходило в кинотеатре «Пионер», легендарном месте для иркутского рока. У Горыныча и Карандаша были «Зингая records» и «ЛАМP дистрибьюшн». Там вышли два первых альбома Оргазма Нострадамуса, две части сборника «Восточно-сибирский панк», альбом иркутских групп Дрожжи, Валенки, Skage со станции Батарейная и Dr.Макс и Грибы из Ангарска .
► Как все развивалась.
Также году в 2001-м или 2002-м в «Пионере» начали делать концерты Хоттабыч из ирокезной панк-группы «Быдлз» и Том из Tommy’s zine. Как-то они решили привезти в Иркутск ПТВП, расклеили по всему городу афиши с крупными надписями «антифашизм». То ли ребята как-то криво договорились, то ли возникли еще какие-то недопонимания, и ПТВП слились. И вместо них хэдлайнерами были Оргазм Нострадамуса. Когда концерт начался, у входа собралась куча бонов, металлист по прозвищу Демон все время вылезал на сцену, брал у Угла микрофон и задавал вопрос «Почему скины стоят на улице?», а Угол призывал «панков и скинхэдов объединяться». В итоге боны, которые съехались со всех ебеней иркутской области, вынесли охрану на входе и ринулись на второй этаж, где играли ОН, попутно отоваривая всех на своем пути. Боны не шарили, что ПТВП не приехали. Но, как оказалось, в здании кинотеатра уже был в засаде СОБР. Боны не успели добежать до сцены и нащелкать Углу и компании. Самый ретивый — бывший металлист по прозвищу Трэш (а в тот момент юный любитель Гитлера) — лег в метре от сцены. Я думаю, на самом деле большинство публики были аполитичными людьми и просто пришли на канц. Но небольшой перемах все-таки был. Потом менты в балаклавах с автоматами и пистолетами скинули бонов в кучу в центре зала. На выходе из зала у людей забирали плёнку из фотоаппаратов и кассеты из видеокамер. В дальнейшем Хоттабыч и Том продолжили заниматься организацией концертов и частенько использовали клуб рядом с центральным рынком под названием Живой звук.
Когда закрылся «Пионер», Карандаш и Горыныч стали делать концерты в месте под названием Faddy Daddy. Там была серия канцев «Панк юниоры, вперёд!», где переиграли все существующие группы из области.
В конце 2003-го у нас стала образовываться своя тусовка — на стыке знакомства групп Comix и Глазами Клоуна, а также моего знакомства с Лёхой Сократом и Игорем, который позже присоединился к Makima Records. У нас был свой взгляд на панк-рок, навеянный зинами и обменом музыкой. Мы впитывали кучу информации и идей. И наша музыка всегда тесно шла с активизмом. Сначала мы довольно много тусовались в мебельном магазине сократовского дяди, где Леха работал сборщиком мебели. Там делались баннеры и первые репетиции Вегатива. Потом на своем факультете я как-то удачно скорешился с завхозом и завучем по воспитательной работе, и нам разрешили в подвале универа разгрести хлам из парт и прочего мусора и сделать себе репточку. На маму Сократа мы оформили кредит и купили наши первые колонки, усилок и микшерный пульт, и сразу же решили сделать концерт на День вегана. Это был 2004 год. Сначала мы сделали кинопоказ о меховой и мясной индустрии, а потом должны были выступать группы. На первой же песне Плющей усилок сгорел, и мероприятие пришлось завершить. Выплатив кредит и починив по гарантии усилок, мы взяли еще один кредит и купили еще один усилок и пару колонок — уже помощнее. В этот раз больше людей скидывало бабки на аппарат. Через год мы запустили инициативу «Открой свои глаза» — ежегодные концерты в канун Нового года, вырученные деньги с которых мы тратили на покупку вещей для детского дома. В этот раз все прошло как по маслу. Когда потеплело, мы замутили канц в поддержку ФНБ прямо во дворе университета. С первой же песни у не особо трезвых местных жителей возникли претензии к музыке. Какой-то чел перелез через забор, но охрана университета почему-то решила запихнуть его в мусорный бак. Мы как раз пытались этого не допустить. Было заявлено девять групп, но сыграли только пять. Через какое-то время нарисовался саппорт чувака из мусорки в виде каких-то бандюков. Причастные к его запихиванию базар не тянули, и завуч по воспитательной работе сильно распереживалась за сохранность студентов и прикрыла канц. Как потом выяснилось, братки полночи штурмовали двери университета, и все ЧОПовцы после этого уволились. Больше в универе нам не разрешали делать концерты. Зато попросили выступить на студвесне, куда мы выставили свои шесть групп, а Margaret Thrasher заняли первое место. В нашей тусе были ComiX, Глазами клоуна, Вегатив, Revive the Freedom, 180spin, Margaret Thrasher. Причем люди из этих групп часто просто менялись инструментами.
А в свободное время от учебы, работы и реп эти же люди готовили еду для бездомных, возили вещи в детские дома, лупили бонов, выходили на экологические и политические пикеты и митинги. В то время про политику и убеждения мало, кто пел. Музыка для нас была как часть идеи, поэтому в нее хотелось привносить элементы борьбы за свободу, анархизма и индивидуализма. Грань между музыкой и политактивизмом стиралась: было равнозначно – что сходить на концерт, что сходить на пикет. В левое движение в Иркутске очень много людей пришло через музыку. Отсюда большое количество благотворительных концертов: для ФНБ, для приютов, для детских домов, для кризисных центров.
► Про первые группы.
Первый раз на сцену я вышел в 2001 году в составе группы Сдвинутые. Как нас заявили на афише «алюминистический юниор-панк». Я учился в 11 классе, наверное. Играли мы вместе с Оргазмом Нострадамуса и Плющами. С басистом группы Сдвинутые я знаком с детства — дачи наших бабушек были в одном садоводстве. Еще в младших классах во время летних каникул мы привозили свои кассеты на дачу и знакомили друг друга с Nirvana, Metallica, Sodom, Manowar, Sepultura, Алиса и т.д. Попутно, мы гоняли на великах, покуривали сигаретки, попивали пивко «Адмирал Колчак» по 4,5 рубля и мастерили из фанеры гитары, на которых подыгрывали чувакам с кассет. А в старших классах, узнав от кого-то, что в Шелехове есть ирокезные панки, мы с моим другом по даче Вещим пошли их искать на день города. И нашли. А потом нас нашли гопари. В итоге гитарист Сдвин получил по щщам за ирокез, а его друга Джона и Вещего не тронули, так как там кто-то кого-то знал, а меня потому что я мелкий совсем. В Сдвинутых я был на подпевках и подтанцовках. Взял у младшей сестры платье. Даже не знаю почему возникла такая идея. На обоях мы с другом сделали два плаката «я не баба!» и «музщины тоже имеют право носить платья». Так я проскакал весь сет по сцене, периодически орал в микрофон.
Следующая группа была Глазами Клоуна — самый живучий мой проект, наверное. Такой политизированный хардкор-панк. Я был на вокале. Собрали мы его с друганом все из того же дачного кооператива в Шелехове. Состав периодически менялся. Как минимум, у нас три раза менялись барабанщики. А недавно я наткнулся на видео с последнего канца и понял, что с нами поиграл даже Паша Шумилов, который теперь снимает клипы модным хардкор-группам.
Потом был Вегатив. Я придумал песню «Быть скинхедом», навеянную иркутскими антифа-скинхедами, в том числе моим другом Сократом. Вновогодние праздники с 2004-го на 2005-й у нас был один день на иркутском радио (пока никто не работал), чтобы записать Глазами Клоуна и частично ComiX. В итоге гитарист ГК слился, и мы были только втроём. Я, Сканк — барабанщик ComiX и ГК — и Миха, басист СomiХ. В итоге мы записали барабаны для обеих групп и немного баса. И решили, что в таком составе можем записать песню для Вегатива. Так появилась «Быть скинхедом». И по качеству и звуку она мне нравится больше, чем то, что мы записали позже. После этой записи к Вегативу присоединился Сократ, друзья из нашей тусы Буги и Санек. А где-то через год Буги на басу заменила наша подруга Настя. Почти параллельно с Вегативом, где я был на гитаре, мы замутили еще один проект Revive the freedom. И там было 2 человека из Вегатива. Нам хотелось играть что-то другое по стилистике, но, возможно, мы играли почти то же самое.
В какой-то момент, мы с Сократом и нашим другом Русланом решили, что нужно делать зин. Назвали его fuck food, а вышло всего три номера. Помню, как на корявом английском написал латышской группе When My Authorities Fall. Кто-то из ребят прислал мне ответы на русском и раскритиковал однотипные скучные вопросы. Мне было очень обидно. Хотя, сейчас соглашусь, что вопросы и впрямь были постные. Но мы были еще пиздюками и делали как умели и на что хватало фантазии.
► Конец нулевых.
В 2007-2012-м играли и репали, где придется. В основном мы сами искали помещения – были концерты в каких-то развалинах, за гаражными кооперативами. Прикольное место было в спортзале военного общежития, там делали канцы для кировчан Е123 и Ё. На одном из гигов сработала сигнализация и орала битый час, но это нас не остановило. Еще несколько канцев делали в столовой узбекской кухни, в деревянном доме – Axidance там играли во время тура своего, приехали менты и отрубили свет, ребята почти сыграли свой сет, было прикольно. Потом появилась Глотка – панк-гараж, но это уже другая история.
►Предыдущие посты про локальные сцены городов и стран: https://vk.cc/axAYLB
► Все тематические “недели” разной длины и направленности: https://vk.cc/683ZiP
#иркутский_панк_хардкор #глазамиклоуна #margaretthrasher #comiX #revivethefreedom #быдлз #иркутск #interestingpunk